Войти или зарегистрироваться
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф.Морозова (Бывш. ВГЛТА)

Интернет-публикация

Статья.pdf

МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ 
ПРОЕКТОВ В РЕГИОНЕ
METHODS OF FINANCING OF INNOVATIVE ENTERPRISE PROJECTS IN THE REGION

Безрукова Т.Л., Салман Али Абдул Хусейн
Воронежская государственная лесотехническая академия
Государственный университет Ди-Кар, Ирак

Bezrukovа T.L, Salman Ali Abdul Hussein
Voronezh State Forestry Engineering Academy 
The state university of Dees-penalties, Iraq

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы сельского хозяйства в нефтедобывающих странах Ближнего и Среднего Востока, сделаны некоторые выводы относительно путей выхода из сельскохозяйственного кризиса, что является особенно актуальным в связи с постоянным снижением доходов данных государств от продажи сырой нефти.
Summary: Theartic lereveals agricultural problems in oil-producing countries of the Middle East, some conclusions are made concerning the ways out of the agricultural crisis, which is particularly important in view of the constant decline in oil industries’ incomes.
Ключевые слова: сельское хозяйство, нефтедобывающие страны, Ирак, Ближний и Средний Восток.
Keywords: agriculture, oil-producing countries, Iraq, the Middle East.

В настоящее время развивающиеся экономики Ближнего Востока по степени влияния, которое оказал мировой финансовый кризис, можно разделить на две группы: к первой относятся страны, ориентированные на экспорт товаров в ЕС, ко второй — страны с сильной зависимостью от экспорта нефти и нефтепродуктов. Государства, ориентированные на рынки Евросоюза, оказались в большей степени подвержены негативным кризисным тенденциям. Резкое снижение объема экспорта при прежнем объеме импорта значительно ухудшает сальдо торговых балансов некоторых арабских стран. Отсутствие значительных нефтяных запасов не позволили им сформировать дополнительные фонды, которые могли бы быть перераспределены в настоящее время. Рецессия в странах ЕС ограничила возможность получения дополнительных кредитов для государств-реципиентов.
Для второй группы государств воздействие кризиса сказалось на платежных балансах и доходах бюджетов, что в ряде стран привело к бюджетному дефициту. Резкое сокращение денежных средств от продажи нефти показало серьезную зависимость этих экономик от экспорта нефти и нефтепродуктов, несмотря на все усилия местных властей снизить ее. Доходы от продажи нефти продолжают оставаться основной статьей бюджетных поступлений. Сокращение притока инвестиций как со стороны ЕС, так и со стороны государств ССАГПЗ является общей для обеих групп тенденцией. Несмотря на достаточно оптимистичные прогнозы, для восстановления темпов роста экономик Ближнего Востока и Северной Африки может потребоваться больше времени в силу их зависимости от мировых цен на углеводороды. Не менее важным фактором, влияющим на восстановление деловой активности, будет состояние экономики торговых партнеров арабских стран, поскольку экспорт сельскохозяйственных товаров в развитые страны является значительной частью ВВП многих государств Ближнего Востока.
Снижение зависимости экономик Ближнего Востока от экспорта нефтепродуктов возможно только путем наращивания инновационного потенциала, поддержки предпринимательских проектов в регионе, в том числе в сельскохозяйственной сфере. Однако, поиск источников и методов финансирования инновационных предпринимальских проектов в странах Ближнего Востока долгое время был и продолжает быть ограниченным последствиями мирового финансового кризиса.
Степень воздействия мирового финансового кризиса на экономику арабских стран по-разному оценивается официальными международными институтами (МВФ, Всемирный банк) и властями самих стран региона. Если упомянутые международные организации признают серьезность ситуации, то официальные власти большинства арабских стран склонны преуменьшать влияние мирового финансового кризиса на местные рынки. В этой связи существенный интерес приобретает анализ особенностей влияния мирового финансового кризиса на малые и средние экономики стран региона.
Приводимые Всемирным банком данные о динамике основных макроэкономических показателей стран Ближнего Востока (табл. 1) свидетельствуют о том, что кризис серьезно затронул их экономику, несмотря на благоприятные экономические условия предыдущих лет. 
Таблица 1 - Рост/падение основных показателей региона Ближнего Востока и Северной Африки, 2008–2010, %
Год ВВП Внутренние валовые инвестиции Экспорт товаров и услуг Импорт товаров и услуг
2008 6,1 7,9 6,3 11,2
2009 2,2 0,8 -3,7 0,8
2010 4,0 3,9 2,2 5,2
Источник: World Development Indicators and Global Development Finance [Электронный источник]. – Режим доступа: http://databank.worldbank.org/ddp/home.do 

Зависимость от нефтедолларов и резкое снижение поступлений от продажи нефти и нефтепродуктов в значительной степени привели к ухудшению экономических показателей ближневосточных стран, ориентированных на экспорт. Открытость экономик региона в отношении основных торговых партнеров определила зависимость арабских государств от внешних рынков. Рецессия на рынках США и ЕС привела к сокращению в 2009 г. взаимной торговли практически всех арабских стран со странами Евросоюза и США. Резкое сокращение притока иностранных инвестиций в регион стало препятствием для дальнейшего экономического роста.
Обслуживание растущего долга и закачивание в экономику кредитных средств может оказать негативное влияние на восстановление и замедлить темпы роста.
Снижение темпов роста арабских экономик и увеличение дефицита бюджетов привели к сворачиванию ряда внутренних программ, имеющих своей целью реформирование национальных экономик. Например, Алжиру в условиях сокращения бюджета пришлось отказаться от некоторых военных закупок. В Судане были свернуты реформы, направленные на развитие аграрного сектора, в котором занято до 80% трудоспособного населения страны.
Банковские системы развивающихся арабских стран в 2008 г. не подверглись значительному влиянию мирового финансового кризиса, поскольку в большинстве арабских государств значительная доля банковского сектора принадлежит государственным банкам. Низкий в сравнении с промышленно развитыми странами уровень задолженности частных лиц и коммерческих структур позволило сглаживать последствия финансового кризиса. Некоторые арабские страны пошли по пути вливания дополнительных средств в банковский сектор, уменьшения процентных ставок (Ирак) и ограничения сферы кредитования.
Таблица 2 - Показатели экономического роста и состояния бюджета арабских стран, 2008–2010 гг.
Алжир Ирак Ливия Сирия Йемен Ливан ПА Тунис
Рост ВВП, %
2008 3,0 9,8 6,3 5,2 4,0 6,5 2,0 4,5
2009 2,2 6,9 2,9 3,0 7,7 2,5 5,0 3,0
2010 3,5 6,7 4,8 3,5 5,0 4,5 6,5 4,0
Профицит / дефицит бюджета (% от ВВП)
2008 8,3 0,0 22,8 -5,3 -3,0 -7,7 23,3 -3,0
2009 -11,5 0,0 -8,8 -5,5 -2,0 -4,4 -35,7 -3,1
2010 1,8 0,0 -0,2 -2,3 -2,0 -2,5 -22,7 -3,0
Источник: World Development Indicators and Global Development Finance [Электронный источник]. – Режим доступа: http://databank.worldbank.org/ddp/home.do

В последнее время наметилась тенденция снижения объемов финансирования арабских государств со стороны более богатых соседей по региону. Например, Саудовская Аравия отказалась финансировать проект МВФ, нацеленный на оказание помощи странам, пострадавшим от кризиса. Государства Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) перераспределяют средства, ранее предназначавшиеся для помощи более бедным арабским государствам, на внутренние нужды стран-спонсоров.
За 2009 г. при совместной работе МБРР и Всемирного банка было потрачено в общей сложности 1,9 млрд долл. на проекты по развитию инфраструктуры, финансового сектора, социальных программ в ближневосточных странах для людей со средним и низким уровнем доходов. В 2010 г. на эти цели для стран региона предполагается выделение финансовой помощи в размере 3 млрд долл. Также в 2009 г. Парижский клуб простил Ираку долг в размере 7,8 млрд долл.
Что касается антикризисных мер, предпринятых правительствами арабских государств, то многие из них нацелены на обеспечение как экономической, так и социальной стабильности. В Сирии, например, населению выдавались купоны на льготную покупку бензина, а также были снижены требования по обеспечению минимального размера уставного капитала. Алжирское правительство снизило ставку подоходного налога в отдельных секторах экономики, уменьшив его уровень с 25% до 19%.
Итак, составим систему факторов, определяющих перспективы развития инновационного предпринимательства в ближневосточном регионе:
- политические: финансовая помощь от соседей по региону и международных союзов и фондов; спонсирование проектов по развитию инфраструктуры, финансового сектора; управление внешним долгом;
- стимулирующие: введение льгот для предпринимателей; снижение ставки подоходного налога; смягчение требований к размеру уставного капитала;
- социальные: расширение доступа к образовательным и квалификационным программам для широких слоев населения; увеличение развитыми странами количества выдаваемых рабочих виз;
- инвестиционные: стимулирование притока прямых иностранных инвестиций; проведение мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата.
Управление действием данных факторов должно быть направлено главными образом на облегчение осуществления бизнес-инициатив в регионе. На данный момент, в соответствии с рейтингом Doing Business in the Arab World 2012, позиции ближневосточных стран в отношении легкости ведения предпринимательства за последние годы не улучшились (табл. 3).
Таблица 3 - Позиции ближневосточных стран в мировом рейтинге «Легкость ведения бизнеса»
Страна Позиция в 2012 г. Позиция в 2011 г.
Саудовская Аравия 12 10
ОАЭ 33 35
Катар 36 38
Бахрейн 38 33
Тунис 46 40
Оман 49 53
Кувейт 67 71
Марокко 94 115
Иордан 96 95
Йемен 99 94
Ливан 104 103
Египет 110 108
Сектор Газа 131 128
Сирия 134 136
Судан 135 135
Алжир 148 143
Ирак 164 159
Источник: Doing business in the Arab World 2012 [Электронный источник]. – The International Bank for Reconstruction and Development. – Режим доступа: http://www.doingbusiness.org/~/media/FPDKM/Doing%20Business/Documents/Special-Reports/DB12-ArabWorld.pdf

По нашему мнению, большинство инвестиций как в первичное сельское хозяйство, так и в сектора сбыта и переработки должно прийти из частных источников, когда преимущественно сами фермеры приобретают инструменты и оборудование, улучшают плодородие почв и т.д.
Для более продуктивного функционирования сельскохозяйственной системы и усиления продовольственной обеспеченности также необходимы три типа государственных инвестиций: 
- прямые инвестиции в сельскохозяйственные исследования и разработки; 
- инвестирование в сектора, тесно связанные с ростом сельскохозяйственной производительности, например, сельскохозяйственные организации, службы распространения сельскохозяйственных знаний, дороги, порты, энергетические, складские и ирригационные системы; 
- не относящиеся к сельскому хозяйству инвестиции для осуществления позитивного воздействия на благополучие населения, как, например, сокращение голода и недоедания. 
Последний вид инвестиций включает образование, в особенности женщин, санитарию и предоставление чистой воды и здравоохранение. 
Фермеры и будущие фермеры будут инвестировать в сельское хозяйство только тогда, когда их инвестиции окупаются. Многие перечисленные выше виды общественных благ, которые делают частные инвестиции финансово конкурентоспособными, могут быть предоставлены только с помощью государственного сектора. 
Инвестиции частного сектора должны получать поддержку на всех этапах цепи прибавления стоимости – на начальном восходящем этапе фермерской работы, в производстве семян и удобрений, и нисходящем этапе переработки, маркетинга и сбыта продукции. Страны должны создать благоприятный инвестиционный климат и решать такие задачи, как политика кредитования сельскому хозяйству, риски и ограничения в возможностях систем микрофинансирования для осуществления серьезных сдвигов в производстве и производительности. 

Список использованной литературы
1. Аналитическая записка по моделям развития нефтяных государств [Электронный источник] / Международный институт современной политики. – Режим доступа: http://www.iimp.kz/default.aspx?article_id=906.
2. Безрукова Т.Л., Яковлева Е.А., Рахман Х.А., Цзян Ч., Кудратов К. Транзитивность агропродовольственной сферы в условиях глобализации мировой экономики (монография). – М.: «КноРус», 2008. –197 с.
3. Безрукова Т.Л., Яковлева Е.А., Мальчиков Е.А. Глобализация и мировой продовольственный кризис / International Conference on Applied Business Research in Valletta (St. Julians) - Malta Organized by: Mendel University in Brno – Czech Republic, Kasetsart University – Thailand and University of Malta. ICABR 2009. – С. 187-192.
4. Иванова, С. В. Глобальная проблема голода и современное состояние сельского хозяйства развивающихся стран / С. В. Иванова // Никоновские чтения. – 2009. - № 14. – С. 25 – 26.
5. Наджим, А. Г. Роль государства в развитии сельского хозяйства Ирака: автореф. дисс. … канд. экон. наук / МГУ. – М. : МГУ, 2005. – 22 с.
6. Развитие сельских территорий: организационно-экономический аспект природопользования: Монография / Безрукова Т.Л., Попкова Е.Г., Забазнова Т.А., Борисов А.Н. Под ред. проф. Е.Г. Попковой. – М.: ИТД «КноРус», 2010. – 243 с.
banner3.gif         ulrichsweb.gif     banner-413.gif     earth73.gif   logo_ltzh.png